Кейсы

Задачки, которые решают аналитики Маркетинговой группы VIGOR Consult, нестандартные и из совершенно разных отраслей. Нас порой спрашивают, можем ли мы вот такую задачу решить или сколько лет мы на рынке N (по теме текущего исследования). Отвечаем: все темы разные, проекты чаще всего многогранны и затрагивают сразу несколько отраслей. Свою работу мы очень любим, ведь с каждой задачкой голова крутится на 360 градусов и решения из одной отрасли часто можно переложить на другую отрасль. Тем более, когда рассматриваешь систему в целом — сырьё / комплектующие /оборудование, производство, потребление. Отрасли взаимосвязаны и проблема в одной сказывается на деятельности всех игроков системы. Ниже наши задачки — они, как детектив, очень захватывающие.

 

Чаще всего мы проводим маркетинговые исследования (точнее анализ рынка, реже просто конкурентный анализ, но анализ игроков рынка присутствует почти в каждом исследовании), чуть реже разрабатываем бизнес-планы и стратегии продвижения (перед каждым бизнес-планом и стратегией проводим исследования с опросами). В год реализуются десятки новых проектов/тем. Направления — промышленность, В2В, инновации, медицинские изделия.

 

Задачи Клиентов

 

1) Завод по производству измерительной техники задумал открывать новое направление и хочет узнать состояние рынка (спрос, объем импорта, полную раскладку — кто, кому, что поставляет и по каким расценкам; маржу между импортом и ценами на рынке, всю информацию о российских производителях, какие задачи, проблемы, что в целом в отрасли происходит в законодательном плане, что в отраслях-потребителях, каким образом происходит реализация данной продукции, есть ли сбыт через госзакупки, кто и что продает через коммерческие тендеры…). Новые направления для самарского производителя — шаровые краны для сложных сред и кориолисовые расходомеры.

 

2) Инжиниринговая компания занимается энергетикой будущего — солнечные панели, ветряки. В их планах начать выпуск когенерационных энергоустановок на биотопливе (скорее на щепе). Гипотеза: подобные установки очень распространены в Европе, из-за дороговизны газа полЕвропы отапливается и получает электричество именно таким способом, а во многих регионах России нет доступа к газу и пользуется спросом дорогой дизель. Задача: оценить потенциальный спрос в России, конкурентную обстановку, разработать модель ценообразования на оборудования, перспективы запуска проекта.

 

Мы рассмотрели оборудование иностранных производителей, импорт, ценообразование, ассортимент российских производителей, варианты конкурентного оборудования с выработкой тепла и электричества, сопоставили технические характеристики подобных проектов и их реализацию, провели опросы из всех возможных потенциальных потребительских сегментах по России, изучили стоимость кВтч (если есть электричество и если нет — из того, что предлагается рынком), сопоставили варианты, для каждого сегмента прописали требования к этой когенерационной установке и цены за установку и за квтч. В результате заказчик смог оценить ситуацию в России и принять решение с инвестициями.

 

3) Элеваторный комплекс (зернохранилище) из Черноземья попросил провести конкурентный анализ в их регионе — потребность в хранении зерна, сбор зерновых в динамике по годам, услуги по хранению в их регионе (кто, что предлагает, по каким ценам), какие предпочтения у потребителей, какие прогнозы на сбор зерновых, какие есть и реализуются новые проекты по строительству зернохранилищ, сколько зерна отгружают на экспорт, какова логистика. Помимо перечня конкурентов по областям мы добавили их финансовые показатели в динамике, кто в какую холдинговую структуру входит.

 

4) Импортёр медицинских изделий задумал новое направление, нашел поставщика. Задача: оценить перспективность этого направления в России, уровень спроса, конкурентную ситуацию, провести ценовой анализ.

 

5) Крупная лизинговая компания занимается лизингом воздушных судов, недвижимости, оборудования, водного транспорта. Открывает новое направление — лизинг рыболовецких судов. Цель: выявить перспективы данного направления. Наша задача — провести анализ данного рынка: состав флота по судам, по возрасту, месту постройки (РФ или зарубежные верфи), перечень иностранных верфей для строительства рыбфлота, внешнюю среду в России и за рубежом со строительством рыболовецкого флот. В какую цену обходится постройка судов разных типов в РФ и за рубежом, какие изменения происходят в российском законодательстве (в 2016-17-м году после десятков лет застоя в отрасли наконец-то случилась революция, выяснить, как эта революция отразится на разных сегментах игроков рынка).

 

Далее нужна полная информация по рыбной отрасли: объем добычи, регионы вылова, квоты, какую рыбу и в каком объеме вылавливают, законодательство, права на вылов, особенности рыболовецких судов в зависимости от типа вылова, какие перспективы вылова у каждого вида, в чем ее ценность по видам, объёмы вылова по бассейнам и в динамике, что и по каким ценам Россия экспортирует, какую рыбу и в каком виде обработке мы импортируем, нужна логистика рыбной отрасли, сезонная и годовая динамика цен, факторы ценообразования (какую рыбу в каком виде и по каким ценам продают на борту рыболовецких судов, какова цена на берегу, стоимость доставки), что происходит с морозильными камерами, каким образом доставляют свежуют рыбу в Москву — что с рефрижераторными поездами, как меняются цены на конкретные виды по всей цепочке ценообразования. Также нужен полный перечень игроков рынка, их финансовые показатели, какие суда и по каким ценам строятся в России, перспективы развития отрасли.

 

Отчет «Рыбная отрасль и рыбопромысловое судостроение в России и мире» — 300 стр., 80 таблиц, 150 рисунков/графиков. Такая задача на 1,5-2 месяца активной работы.

 

6) Производитель арматуры задумал покупать бывшие в употреблении газовые и нефтяные трубы, выпрямлять их в листы и продавать как материал на переплавку. Вопрос: необходимо подсчитать объем предложения на рынке при ограничении — интересны трубы только большого диаметра (ТБД, так как у них толщина побольше, больше металла, что эффективнее для последующей продажи металла на вес).

 

Есть газовые, нефтяные, водопроводные трубы. Надо было узнать, где, на каких участках бывают трубы большого диаметра, возраст труб, какие есть нормативы, что в реальности происходит (сколько лет трубы используются по факту), как их проверяют, что делают после проверки (ремонт или замену), кто и в каком количестве выкапывает трубы нужных размеров. Т.е. протяженность газопроводов, нефтепроводов, планы на ремонт, кто отвечает за ремонт, как этот ремонт проводится (со съемом труб, заменой труб или ремонт на месте), какого типа ремонт, как он проводится, кто отвечает, что делают с нефтяными трубами (каким образом идет очистка трубы от нефти), в каком состоянии водопроводные трубы, где продают б/у трубы, какова цепочка продаж, куда они потом попадают, для каких целей используются, кто отвечает за ремонт и кто за распределение, каковы планы Газпрома на замену труб, кто отвечает за транспорт нефти и за трубы, что происходит с частными учреждениями, подходят ли водопроводные трубы и где, на каких участках они какого размера бывают. Задачка на 1,5 месяца работы. И, конечно же, всё по продажам — кто продает, по каким ценам, в каких регионах, ценовой анализ по ассортименту и регионам, опросили инженеров Газпрома из разных регионов — оказалось, что в разных регионах из-за климата, наличия болотистой местности, разная сохранность труб.

 

Кстати, в этом проекте при проведении опросов возникла очень смешная ситуация — все транспортники об этом знают, но для человека извне очень необычно. В анкете поднимались вопросы логистики б/у труб из южного нефтяного региона в нашу Москву.

Спрашиваем: «От чего зависит цена на б/у трубы?». Нужны факторы, влияющие на цену труб со складов в Москве.
Ответ: «От арбузов».
????
Правильно ли я расслышала??? От АРБУЗОВ?
Да, от арбузов. Оказывается, в осенний период из этого же региона эти же машины везут в Москву арбузы, все машины заняты под арбузы, это высокомаржинальные поездки, а трубы везти нерентабельно, поэтому в этот сезон цены на перевозку труб резко возрастают. Вот такие любопытные моменты.

 

7) Компания с услугами перевода решила увеличить объем продаж. Мы начали с аналитики продаж по клиентам, по направлениям, провели подробный анализ конкурентов, их ценообразование, спрос на услуги, перспективы в каждом направлении, аналитику их сайтов и сайта заказчика, прописали ценообразование, провели опросы, совместно с генеральным директором была проведена большая работа. Результат: программа продвижения по разным направлениям.

 

8) бизнес-план швейного производства дизайнерской одежды в Москве. Провели исследования, разработали бизнес-план с финансовой моделью при условии аутсорсинга мощностей и далее на своих мощностях. Внешняя среда, безусловно, в период запуска вносила значимые коррективы в финансовую модель. К нашей радости, проект удачно запустился, были открыты несколько магазинов, в том числе по франчайзингу.

 

9) некоторые примеры запросов (проведены только вводные предварительные обзоры рынков):
— объем образования вторичного свинца в России и странах СНГ (большей частью — рынок свинцовых аккумуляторов),
— рынок ценосфер/микросфер, агарозы, энергетических кормовых добавок, метионина, фотополимерных голограмм, тягового подвижного состава (электровозов), рынок аккумуляторов в странах бывшего СССР, бизнес-план строительства солнечной электростанции в Иране, рынок фильтрующих средств индивидуальной защиты органов дыхания, поиск китайского производителя центробежных насосов с магнитной муфтой (с определенными характеристиками).

 

10) другие реализованные проекты:
— много проектов по разным видам медицинских изделий — шприцы, катетеры, термобумага, медодежда…,
водные проекты в ОАЭ и Китае (стоимость воды, стоимость и используемые технологии получения воды…),
— откуда и по каким ценам везут в Россию вендинговые автоматы,
— стоимость/технологии анабиоза человека,
— факторы экономического успеха передовых стран (США, Израиль, Сингапур, Китай, Гонконг…)
— перспективы развития ионно-плазменных двигателей, ионных двигателей, космические программы России и ведущих стран по исследованию дальнего космоса (цель: построить прогноз потребления ксенона в этом сегменте),
— сравнительный анализ идеологий ведущих российских политических партий,
офшорные юрисдикции: перечень, сравнение условий, законодательство, оптимизационные схемы налогообложения, динамика вывода капитала из разных стран, динамика и причины вывода капиталов из России (оказалось, что в мире такие схемы активно используются и что лидер в данном направлении совсем не Кипр, как кажется нам в России),
— мировой опыт поддержки науки,
эмиграция из России, проблема утечки мозгов, работа с российской диаспорой, мировой опыт поддержки диаспор (чрезвычайно интересный проект, начиная от эпохи Философского парохода, эпохой 90-х, поднималась тема Израиля, интересно, как китайское правительство отправляет молодёжь на обучение),
— деструктивные молодёжные организации, секты, неофашизм, нетрадиционные религии, подростковый суицид в России и мире, неформальные молодёжные движения,
— социальные проекты развития волонтёрского движения в России, защиты детей, политический социальный проект «Доступная среда» (ещё 7 лет назад, когда только-только тема появилась),
— искусственный интеллект, VirtReality, игры, робототехника (2010 г.),
— личные качества успешных предпринимателей (2010 г.)
— анализ мирового и российского рынка экспертных систем для медицины (в т.ч. в формате приложения) — исследование и бизнес-план (2011 г.),
— сколько ксенона используют детекторы тёмной материи в разных международных университетах (как работают адронные коллайдеры), каковы перспективы развития спроса на этот газ и другие инертные газы.

 

Вот такие нестандартные задачки наши аналитики решают ежедневно. И это только малая-малая толика того, с чем мы сталкивались только за последние лет 8 (с 2010 года). Голова крутится на 360 градусов ежедневно, а мысли — сразу в нескольких измерениях, любознательность полностью удовлетворяется. И каждый проект приносит новый опыт в нашу жизнь, новые осознания, понимания взаимосвязей. Всплывают множество проблем — часто инженеры и технологи с горечью делятся, как непросто в нашем государстве заниматься реальным производством и особенно новыми проектами. Но каждый проект способствует развитию нашей России — запускаются новые производства и новые продуктовые направления, предприниматели более эффективно ведут свою деятельность.

Именно поэтому мы так любим свою работу! Пишите, звоните. Ждём Ваших задачек!

 

 

 

Анализ внешней маркетинговой среды

Тенденции и перспективы развития отрасли солнечной энергетики

Анализ импорта рынка оснастки

Маркетинговое исследование мирового рынка консервированного тунца

 

Наш опыт: Презентация Маркетинговой группы VIGOR Consult