Тенденции |
Возможности
/ Угрозы
|
Реагирование
|
ПОЛИТИЧЕСКИЕ |
Закон «Об охране здоровья граждан»
(проект) |
Запрет прямого контакта
фармпредставителя с лечащим врачом |
Использование системы в
качестве рекламной площадки для крупных фармпроизводителей. Привлечение
рекламных ресурсов этих компаний к проекту. Бонусы: Предлагать им размещать
презентации своих препаратов, описание действия, название лекарственного
препарата рекламодателя будет высвечиваться первым при выводе списка лекарств
для лечения конкретных заболеваний.
Генерация дохода, предоставляя
медицинским компаниям интерактивную связь с пользователями сети. |
Государственная поддержка «экономики
знаний» |
Потенциальная возможность содействия
государственных органов |
Узнать информацию о грантах,
субсидиях, финансовой и, административной поддержке госорганов и профильных
организаций по поддержке предпринимательства и инноваций. Наладить
взаимодействие |
Государственная поддержка:
информатизация вузов, клиник
|
Возможность
|
Налаживать взаимодействие с вузами и
клиниками как с потенциальными потребителями (прямой маркетинг) |
Переход на страховые
полисы. Проблема врачебных ошибок будет стоять более остро.
|
Возможности
|
Выводить экспертную систему на рынок |
Ежегодно американские
врачи платят страховку в размере $40 тыс. на защиту от судебных исков по
врачебным ошибкам. В России только начинается (законы о страховании рисков…)
|
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
|
Традиционные каналы сбыта не способны обеспечить<b
style=’mso-bidi-font-weight:normal’> врачей критической информацией |
презентации на медицинских собраниях больше не являются
оптимальными для обеспечения врачей критической информацией |
Новые пути предоставления информации – компьютерные
интеллектуальные системы |
Глобальный кризис заставляет более
рационально относиться к финансовым затратам как пациентов, так и лечебные
учреждения |
Возможность.
Для врачей система позволяет
улучшить диагностику, время, избежать врачебной ошибки.
ЛПУ: снизить затраты на пребывание
пациента в ЛПУ, возможные сборы на судебные разбирательства.
Пациенту: улучшить качество
медпомощи, снизить затраты на ненужные тестирования и походы к другим врачам
в случае сомнений по их диагнозу. |
|
Невысокий уровень доходов у
студентов, врачей |
Угроза: риск невысокой покупательной
способности |
Предлагать продукт для личного
использования на условиях в соответствии с возможностями потребителей и на
конкурентном уровне рыночных цен товаров-заменителей |
Рост числа врачей, которые
используют интернет дома (доля 35,2%). Стремительно растёт частота
использования интернета врачами. |
Возможность: оценив ресурс, врачи
начинают использовать этот источник на регулярной основе |
Делать акцент на домашней версии
(однопользовательская лицензия) |
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ
|
Негативные тенденции в общественном
здоровье – снижение качества жизни значительной части населения (чрезмерные
стрессовые нагрузки, снижение качества и структуры питания, ухудшение условий
жизни, труда, отдыха, низкий уровень зарплаты и пенсий, снижение
санитарно-гигиенической культуры) |
Возможности: Психосоматические
расстройства и ухудшение качества жизни ведут к росту числа людей с
проблемами кожи. Результат: спрос на продукт среди населения с проблемной
кожей для самодиагностики. |
Продумать вариант предложения
продукта для неспециалистов: бесплатное пользование продуктом в течение 3-х
дней. |
Старение населения. Стремление
населения более хорошо выглядеть |
Возможности: Развитие смежных
отраслей – косметологии, пластической хирургии. Интерес к продукту у
косметологов, пластических хирургов. Возможности: более высокий уровень
доходов у врачей именно этих специальностей |
Предлагать особые условия для
косметологов и пластических хирургов (для личного пользования и/или в
клиниках): возможно по более высокой цене и с премиальным набором
предложения. |
У населения падает зрение |
|
Сделать в программе читабельный
шрифт (без засечек и подходящего размера), фото с возможностью увеличения для
детального просмотра. Визуальные и цветовые решения |
Огромное число врачебных ошибок:
Каждый третий диагноз поставлен
неверно. Основные причины ошибок: некомпетентность врачей. Основные ошибки
(по оценкам – более трети) связаны диагностикой и тактикой лечения: ошибочно
поставленный диагноз, назначение лечения. Недостаточное знакомство врачей с
клиникой даже известных заболеваний.
За рубежом: резкое увеличение числа
судебных разбирательств к врачам. |
Возможность: активная разработка и
внедрение в практику клинических ИС поддержки принятия решений в развитых
странах связаны с осознанием проблемы врачебных ошибок. |
Акценты при позиционировании:
<![if !supportLists]>· <![endif]>Для дерматологов и врачей смежных специальностей: Интеллектуальная система упрощает постановку диагноза и выбор лечения:
<![if !supportLists]>· <![endif]>ИС на основе клинических исследований (важно для врачей).
<![if !supportLists]>· <![endif]>Косметологам и пластическим хирургам: особо важна точная постановка диагноза и выбора лечения.
|
Рост качества жизни: пациенты
требуют качественного обслуживания. |
Необходимо увеличивать
удовлетворённость пациентов и качество медицинской помощи. Возможность:
предоставлять точную и своевременную диагностику |
Выводить ИС на рынок |
Падает уровень подготовки врачей. В
вузах сейчас уже не учат думать |
Возможность. Предлагать разделы
обучения и тестирования для студентов. Заинтересовывать, поощрять |
Студентам: Наличие раздела
тестирования своих знаний. В качестве бонусов за самые лучшие оценки
предлагать статьи, видеопросмотр зарубежных профильных конференций и
мероприятий (по согласованию с организаторами тех мероприятий).
Врачам: Экспертная система,
облегчающая выбор при принятии решения о постановке диагноза и выборе
лечения; обширная база знаний по симптомам, заболеваниям, лекарственным
препаратам. Активно использовать визуализацию для лучшего усвоения с
краткими клиническими описаниями |
Лавинообразный рост знаний по многим
отраслям медицины |
Возможность: справиться с таким
информационным коллапсом практикующий врач с помощью стандартных средств
просто не в состоянии |
Создание ИС поддержки принятия
решений для врачей |
Выраженный дефицит врачей, особенно
в сельской местности. Снижение числа дипломированных врачей из-за
демографического спада и уход из отрасли людей старшего поколения.
Следствие: рост нагрузки на медицинский персонал |
Возможность: ИС значительно снижает
время постановки диагноза, увеличивая точность его постановки |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
|
Использование информационных
технологий становится критическим фактором развития отрасли |
Возможность: рыночная потребность в
разработке и внедрении информационных систем |
Выводить на рынок систему |
Слабый интерес руководителей ЛПУ к
информатизации.
Высокие технологии для подавляющего
большинства неведомственных и некоммерческих клиник остаются экзотизмом.
В отрасли медицины пока не
сформировалось чёткого представления о преимуществах высоких технологий |
Угрозы |
Активно продвигать систему на
выставках, конференциях, распространять промоверсии. Одобрение профильных
ассоциаций, ведущих экспертов. Акцент на преимуществах. Упор на коммерческие
ЛПУ и на личное использование. |
Неразвитость компьютеризации; малая
обеспеченность РС в ЛПУ. Но тенденция к развитию компьютеризации.
Начинаются государственные проекты
по повышению информатизации вузов, ЛПУ |
Возможность: |
Предлагать особые условия
использования продукта в общественных организациях (в библиотеках и
компьютерных залах вузов, в ЛПУ) – многопользовательские лицензии |
Рост рынка ИТ-решений в
здравоохранении – 35% в 2009 г. Прогноз роста на 2011 г. – почти на 80% до
2,24 млрд. руб. |
Угроза возникновения аналогичного
продукта.
Возможность: развитие рынка,
продуктов, подготовка пользователей по другим продуктам, их приятие новых
решений |
Быстрая реализация настоящего
проекта по созданию компьютерной ИС. |
Рост рынка коммуникаторов и
мобильных компьютеров:
В 2010 г. проникновение смартфонов в
России – 15%, но темпы роста – 50%, а распространённость мобильных
компьютеров – 25%. Молодёжь активно использует самые передовые устройства |
Возможность |
В скором будущем рассматривать
мобильные приложения для коммуникаторов. Для начала акцент на студентах и
ординаторах |
Снижение тарифов на мобильный
интернет |
Растёт количество и сложность
лекарств, также расширяется количество баз данных и информации о каждом
лекарственном препарате |
Возможность: врачам требуется лучшая
эффективность в получении точной и актуальной информации, они полагаются на
мобильные технологии, чтобы сделать это возможным |
Доводить информацию до врачей при
помощи мобильных технологий, которые могут быть легко интегрированы в рабочие
потоки. |
Быстрые темпы роста числа
пользователей домашних компьютеров, особенно среди молодёжи |
Возможности: для молодёжи и людей
среднего возраста – активных пользователей РС. Потенциально: люди старшего
возраста тоже становятся пользователями РС |
Акцент: предлагать продукт для
использования в домашних условиях на личных компьютерах (лицензии для
установки на 1 компьютер). |
Молодёжь учит старшее поколение
работе в интернете и пользованию прикладными программами |
Экономия времени, быстродействие –
важные факторы современного мира |
Возможности |
Удобный и наглядный интерфейс
продукта. Быстрота загрузки ИС. Множество гиперссылок. Возможность
одновременного просмотра нескольких окон из разных разделов.
Сортировка выходных данных под
пользователя.
Акцент при позиционировании:
использование ИС экономит время пользователя (замена поиску информации в
печатных энциклопедиях или в интернете). |
Современные методы визуализации
становятся интересными для огромного числа людей. |
Возможности. Визуализация –
информация в виде оптического изображения: эффектно, эффективно, наглядно, обеспечивает
быстрое понимание и усваивание, возможность детального просмотра |
Добавлять большое количество
фотографий (высокого качества, с возможностью увеличения для детального
просмотра), таблиц, графиков, презентаций, схем. |
Технологическая новизна продукта |
Возможности: Студенты и молодёжь:
более активно и позитивно воспринимают технологические новинки.
Врачи (молодого и среднего
возраста): скорее активные пользователи РС, восприимчивы, но надо доказать
целесообразность использования продукта.
Угрозы: Врачи старшего возраста:
скептики, чаще непользователи РС |
Должны быть рекомендации от
профессиональных обществ.
Рекламные статьи о продукте в
специализированных журналах. Раздача промоверсий с ограниченным контентом.
Доклады с демонстрацией продукта на конгрессах,
выставках.
Бесплатное пользование продуктом в
течение 3-х дней. |
Активная заинтересованность
пациентов узнать всё о своей болезни (самостоятельно изучение информации с
сайтов, из книг, форумов) |
Возможность |
Предлагать систему индивидуальным
потребителям — пациентам |
Недоверие пациентов к врачам: более
половины пациентов с дерматологическими проблемами не обращаются к врачу |
Активное использование потребителями
информации из интернет и, одновременно, недоверие и скептицизм |
|
Активное взаимодействие с
профессиональными сообществами. Статьи в рецензируемых журналах. Одобрение
системы от экспертов-профессионалов |
Развитое самолечение. 82% лекарств –
безрецептурные. Неконтролируемая продажа безрецептурных препаратов |
Угроза: пациенты самолечением могут
значительно усугубить ход своего заболевания, при этом врачам становится
сложнее диагностировать заболевание |
Пациентам не давать допуск к модулю
по методам лечения |
Высокий уровень доверия пациентов
провизорам (фармацевтам): две трети покупателей следуют их советам |
|
Предлагать систему провизорам
(фармацевтам) |
Рост количества врачей, использующих
Интернет (в т.ч. 60% дерматологов, 52% терапевтов).
Рост интенсивности использования
Интернет.
Рост значимости интернета как
постоянного основного источника информации для врачей (доля 18%; доля 30% —
среди врачей, использующих Инет; 35% — среди тех, кто использует Инет часто) |
Возможность |
Предоставлять информационный ресурс
с использованием Интернет |
Рост числа младшего медицинского
персонала, не обладающего специальными знаниями (после несколькочасовых
курсов) – дешёвая рабочая сила (косметички во всех косметологических салонах,
парикмахерских, специалисты по маникюру/педикюру и т.п.) |
Возможность |
Предлагать упрощенные модули системы
для младшего медицинского персонала |
ПРАВОВЫЕ (ЮРИДИЧЕСКИЕ)
|
Проблема безопасности скачивания продукта в интернете и распространения CD
|
Угрозы: подделка дисков и дальнейшее
их незаконное копирование и распространение; взлом кодов; несколько
(множество) пользователей под одним паролем |
Заранее продумать все меры
безопасности.
Своевременно официально оформить все
документы на интеллектуальную собственность. |
Фармкомпании – один из основных
источников информации о лекарственных препаратах. У медиков самый низкий
уровень доверия к отчётам фармкомпаний. |
Возможности:
Уровень доверия студентов-медиков к
медицинским журналам, справкам по лекарствам, справкам по болезням, конференциям
– 75-98%, доверие к интернет-источникам – 34%, доверие к отчётам фармкомпаний
– всего 12% |
Взаимодействие с фармкомпаниями:
привлекать их маркетинговые расходы к проекту |
Огромные рекламные бюджеты
фармкомпаний |
Традиционные каналы сбыта для фармкомпаний
перестают работать. Они ищут новые каналы для рекламной деятельности,
стремятся к повышению эффективности их взаимодействия с врачами и другими
специалистами здравоохранения |
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА (ПРИРОДНЫЕ)
|
Глобальное потепление. Загрязнение окружающей
среды – тайный враг кожи |
Возможности: Усиление
недружественных факторов для кожи. Способствует увеличению числа людей с
проблемной кожей, с различными заболеваниями. Рост спроса на продукт со
стороны населения и врачей |
Позиционирование:
Населению: ответы и разъяснение
заболеваний и методов лечения по симптомам;
Врачам: возможность постановки более
точного диагноза и выбора метода лечения даже для редких заболеваний |