Аналитическая поддержка экспорта

12 июля в Аналитическом центре при Правительстве РФ прошло экспертное обсуждение по теме «Аналитика для экспортеров: потребности компаний, возможности рынка и господдержка». В круглом столе от Маркетинговой группы VIGOR Consult приняла участие Горюнова Виктория.
 
Цели? Цели согласно указу Президента амбициозные: к 2024 году объемы несырьевого неэнергетического экспорта должны достигнуть 250 млрд долл в год, экспорт услуг – в 100 млрд долл.
 
А сейчас? По словам г-на Э.Ф. Баранова (отдел анализа отраслей реального сектора и внешней торговли Института «Центр развития» НИУ ВШЭ) «радости мало». И хотя на дворе 2019-й, всё сальдо внешней торговли по-прежнему обеспечивается нефтегазовыми поставками, а все остальные отрасли «балансируют возле нуля». Доля высокотехнологичного экспорта крайне мала. Колоссальные инвестиционные провалы в легкой промышленности и в машиностроении. Хотя есть и плюсы: сельское хозяйство в последние годы показывает выдающиеся достижения и в целом практически в каждой из отраслей есть свои точки роста.
 
Куда? Кому? Сколько? И по какой цене продавать? Каждый предприниматель, желающий выйти на международный рынок, задается этими вопросами. И самый первый и важный вопрос: В какую страну выходить? Но это только начало. На самом деле помимо регионального спроса необходим весь комплекс вопросов, включая PESTLE-анализ, риски, барьеры, налоги, логистика.
 
Кто поможет? Главная тема встречи – аналитическая поддержка экспортеров. На сегодняшний момент в разных регионах созданы экспортные центры, но полноценных баз экспортеров пока нет, всё разнозненно, экспортеры не знают о господдержке. Например, экспортеры АПК имеют право на субсидии в размере 80-100 тыс. руб., но боятся их запрашивать. Для сравнения: стоимость маркетинговой аналитики от крупных консалтинговых компаний оценивается минимум в $50-150 тыс. К слову, Маркетинговая группа Vigor Consult – единственный участник обсуждения со стороны маркетинговых агентств. Другие участники встречи – представители крупного бизнеса, аналитические подразделения ведущих институтов (ВШЭ, РАНХиГС, Финансовый университет), экспортные ассоциации и всего несколько сервисных компаний, оказывающих комплексную консалтинговую поддержку российским экспортерам.
 
Равнение на… Германия — крупнейший экспортер в мире. Аналитика предоставляется через торгпредства. Очень хорошо с аналитикой в США, в других странах. Данные есть. Многое открыто — бери и производи/продавай. В России же найти аналитику очень сложно. Невольно встает вопрос: А как же анализ лучших практик? Ведь во многих исследованиях Best Practices мы проводим. Оказывается, Центр Россия-ОЭСР РАНХиГС занимается этим и скоро (?) выйдут в свет их публикации с руководствами для экспортеров.
 
В тестовом режиме недавно начал работать портал экспорта регионов exportcenter.ru со статистикой ФТС и международной торговли и только по четырем цифрам кода, что слишком крупно для полноценной аналитики. Прежде чем принимать решение о выходе на международный рынок, нужна аналитика. Нужна? Сделаем. Спрашивайте!
 
15/07/2019